2.1 Роль планирования и оперативного управления в деятельности предприятия
Основная концептуальная цель деятельности предприятия – достижение максимальной прибыли, следовательно, планирование является одним из важнейших элементов управления деятельностью предприятия. Для достижения данной цели следует разрабатывать стратегию развития предприятия, которая должна отвечать на вопрос «как в максимальной степени использовать имеющиеся возможности предприятия в условиях окружающей внешней среды?».
К возможностям предприятия относятся следующие ресурсы:
Внутренняя информация – это информация о собственных ресурсах предприятия, которую должна иметь сама фирма. Однако для оценки имеющихся собственных ресурсов (технико-технологической базы, стоимости недвижимости) часто привлекаются внешние эксперты. Основой при разработке стратегии развития предприятия является объективный анализ внешней среды. Основными составляющими внешней среды являются:
Первые три составляющие необходимы при разработке стратегии для определения того, какие элементы мирового, отечественного и отраслевых рынков оказывают существенное влияние на ведение бизнеса данной конкретной фирмой. При этом особое внимание уделяется изучению спроса, предложения и условия работы на выбранном рынке.
Изучение и анализ этих элементов внешней среды проводится как маркетинговое исследование, либо соответствующими аналитическими структурами фирмы, либо специализированными консалтинговыми агентствами. Документальным отображением предполагаемой или выбранной стратегии является бизнес-план или технико-экономическое обоснование.