Введение в мировые информационные ресурсы
Деятельность по обеспечению информацией любого процесса называется информационным обеспечением. Информационное обеспечение плановой экономики кардинально отличается от информационного обеспечения рыночной экономики. В условиях плановой экономики информация собиралась централизованно. В каждой отрасли или ведомстве в рамках отраслевой автоматизированной системы управления функционировала информационная служба, в полном объеме удовлетворяющая потребностям планирования и управления. Существовала система отраслевых институтов, технико-экономических исследований и информации, в которой также накапливалась информация, необходимая для управления отраслями. В союзных министерствах и ведомствах таких, как Госплан и т.д. функционировали крупные вычислительные центры, в которых собиралась, хранилась и обрабатывалась информация, необходимая для решения задач этих ведомств. Отраслевые и союзные плановые органы устанавливали для каждого предприятия: какую продукцию выпускать, каким требованиям должна соответствовать продукция, кто будет поставлять сырье и материалы, какую заработную плату платить служащим. Цели предприятия в условиях плановой экономики – выполнение плана при директивно-заданных ограничениях. Достижение этой цели осуществлялось за счет эффективной организации производства, и поэтому руководитель предприятия должен был быть технологом.
Для информационного обеспечения управления предприятием создавалась база данных, в которой обычно содержалась информация, называемая внутренней и отражавшая процессы, происходившие внутри предприятия. Вхождение России в мировое экономическое пространство определило переход от плановой экономики к рыночной.
В настоящее время каждое российское предприятие самостоятельно строит свой бизнес-план (количество предприятий, находящихся в частной собственности, на 2002 год). Перед предпринимателями, ведущих коммерческую деятельность, стоит цель максимально использовать имеющиеся корпоративные ресурсы. Для обеспечения стабильного развития предприятия эта цель может быть достигнута в условиях, когда каждое предприятие функционирует в едином информационном пространстве. Стратегии бизнеса следует формировать на основе оценки как внутренних ресурсов предприятия, так и состояния внешней среды. Информацию об окружающей среде называют внешней информацией. Практика показала, что доля внешней информации в обществе объема используемых фирмой данных – 85-90 % в зависимости от специфики фирмы. Внешняя информация в едином мировом экономическом пространстве образует мировые информационные ресурсы. В соответствие с российским законом от 20 февраля 1995 года № 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации» под информационными ресурсами понимается информация, зафиксированная на материальном носителе и хранящаяся в информационных системах (библиотеки, архивы, базы данных). Мировые информационные ресурсы формируются и поддерживаются информационными агентствами, центрами и корпорациями. В настоящее время в мире насчитывается свыше 3,5 тыс. крупных и средних информационных агентств. Они ведут около 10 тыс. баз данных деловой информации. Объем этих баз за последние 20 лет вырос в 100 раз.
Характерными чертами мирового рынка информационных услуг являются следующие:
Взаимоотношения потребителя с мировым рынком деловой информации строится на том, что информационные агентства отслеживают состояние внешней среды, а потребители по запросам получают ту информацию, которая в данный момент им необходима для планирования и оперативного управления.
Информационные агентства предоставляют потребителю доступ к информации в режиме непосредственного взаимодействия, а также на магнитных носителях, в виде печатных консультаций.
С помощью мировых телесетей потребитель имеет возможность доступа к любым фрагментам мировых информационных ресурсов.
Что должен знать потребитель о мировом рынке информационных услуг.
Возможность непосредственного доступа к базам данных связана с необходимостью иметь компонент, удовлетворяющий определенным требованиям, телефонный канал, модем или прямой канал связи.
Для западного предпринимателя, который вырос в условиях рынка, в т.ч. в условиях развития рынка информационных услуг, использование современных информационных технологий в бизнесе является естественным. Российская же система подготовки экономистов встретила переход к рыночным отношениям с нулевым багажом.
В начало