4.1 Правовые основы информационной работы в РФ

Основным законом, определяющим правовые основы информационной работы в РФ, является федеральный закон от 20.02.1995г. № 24-ФЗ «об информации, информатизации и защите информации» (с изменениями от 10.01.2003г.).
В соответствии с этим законом информационные ресурсы делятся на государственные и негосударственные. Собственниками государственных ресурсов являются Российская Федерация и субъекты Российской Федерации. Эти ресурсы создаются, приобретаются и накапливаются за счет федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ. Физические и юридические лица являются собственниками тех документов (массивов документов), которые созданы за их счет, приобретены ими в законных основаниях, либо получены в порядке дарения или наследования. Эти ресурсы являются негосударственными. Граждане, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации и общественные объединения обязаны предоставлять документированную информацию органам, ответственным за формирование и использование государственных информационных ресурсов. Перечни, предоставляемые в обязательном порядке, документированной информации утверждаются правительством РФ. Порядок и условия представления информации обязательно доводится до граждан и организаций. По категориям доступа информация делится на открытую и с ограниченным доступом, которая затем делится:
• информация, отнесенная к государственной тайне;
• конфиденциальная информация.
Отнесение информации к государственной тайне осуществляется в соответствии с федеральным законом от 21.07.1993г. №5485-1 «о государственной тайне»(с последними изменениями от 22.08.2004г.). Государство имеет право выкупа документированной информации у физических и юридических лиц в случае отнесения этой информации к государственной тайне. Собственники информационных ресурсов, содержащих государственную тайну вправе распоряжаться этой информацией только с разрешения соответствующих органов государственной власти. Запрещено относить к информации с ограниченным доступом:
- законодательные и другие нормативные акты, устанавливающие правовой статус органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений, а также права, свободы и обязанности граждан и порядок их реализации;
- документы, содержащие информацию о чрезвычайных ситуациях, экологическую, метеорологическую, демографическую, санитарно-эпидемиологическую информацию, необходимую для обеспечения функционирования населенных пунктов, производственных объектов, безопасности граждан и населения в целом;
- документы, содержащие информацию о деятельности органов власти по исполнению бюджетных средств и других государственных и местных ресурсов, а также о состоянии экономики и потребностях населения;
- документы, накапливаемые в открытых фондах библиотек и архивов, представляющие общественный интерес или необходимые для реализации прав, свобод и обязанностей граждан.
Персональные данные (информация о гражданах) относится к конфиденциальной информации. Подлежит обязательному лицензированию деятельность негосударственных организаций и частных лиц, связанная с обработкой персональных данных. Порядок лицензирования определяется законодательством РФ. Важным законом, определяющим порядок формирования фондов государственной библиотечной системы и органов научно-технической информации является федеральный закон от 29.12.1994г. № 77-ФЗ «об обязательном экземпляре документов» (с последними изменениями от 3.06.2005г.) и постановление правительства РФ от 27.07.1995г. № 739 «об обязательных экземплярах изданий». Обязательные экземпляры – это экземпляры различных видов тиражированных документов, подлежащие передаче производителями в соответствующие органы в порядке и в количестве, установленными федеральным законом. Действие настоящего закона распространяется на юридические лица РФ независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, участвующих в создании и доставке обязательных экземпляров различных видов документов. Подлежат передаче в соответствующие учреждения и организации обязательные бесплатные и обязательные платные экземпляры следующих видов (бесплатные, подлежащие безвозмездной передаче их производителями в соответствующие органы). Платные передаются на возмездной основе:
1. издания (текстовые, нотные, картографические и др.) – это издательская продукция, прошедшая редакционно-издательскую обработку, полиграфически оформленная и имеющая выходные сведения;
2. издания для слепых, изготавливаемые рельефно-точечным шрифтом по системе Брайля и говорящие книги;
3. официальные документы – это произведения печати, публикуемые от имени органов законодательной, исполнительной и судебной власти, носящие директивный или информационный характер;
4. аудио-визульная продукция – кино- видео- и фотодокументы;
5. электронные издания;
6. неопубликованные документы – это результаты научно-исследовательской и опытно-конструкторской работы (диссертации, отчеты о научно-исследовательских и опытно-конструкторских работах), алгоритмы и программы.
Органы государственной власти с учетом своих потребностей могут определять виды документов, подлежащих передаче в качестве обязательного экземпляра. Производители документов доставляют в Российскую книжную палату:
a. 16 обязательных бесплатных экземпляров книг, брошюр, альбомов, журналов, картографических карт и атласов на русском языке;
b. 7 бесплатных обязательных экземпляров вышеперечисленных видов изданий на иностранных языках, а также языках народов РФ;
c. 9 обязательных бесплатных экземпляров газет;
d. 12 экземпляров авторефератов, диссертаций;
e. 10 экземпляров стандартов.
Производители патентных документов поставляют по два обязательных бесплатных экземпляра во Всероссийскую патентно-техническую библиотеку и государственную публичную научно-техническую библиотеку Сибирского отделения РАН. Законодательством также определена обязанность изготовителей вышеперечисленных документов предоставлять государству до 100 экземпляров бесплатно при тираже от 500 до 1000 и до 300 экземпляров при тираже свыше 1000. Представители Российской книжной палаты при ознакомлении с планом выпуска продукции издательства на следующий год определяют потребность государства и направляют заявки в соответствующие издания.

Назад На главную Вперёд

Hosted by uCoz