2.4 методика решения задач кредитования в банках и требования к информационному обеспечению
Кредит является основой банковского дела и базисом, по которому судят о надежности и качестве работы банка. Мировой опыт показал, что доходы банков от кредитования составляют около 80% от общего объема доходов.
Особое внимание уделяется процессу управления кредитами, потому что от его качества зависит успех работы банка. Информационно-аналитическая работа, связанная с решением вопроса о выдаче кредита обычно организуется в два этапа:
Область исследования | Внешняя информация | Внутренняя информация |
Проверка характера заемщика | Куда и за какими суммами обращался заемщик. Частота обращения за кредитом. Задержки платежей. Текущая задолженность банкам. Сведения, характеризующие репутацию фирмы (участие в официальных мероприятиях, судебных разбирательствах и т.д.) |   |
Проверка финансового состояния заемщика | Специальные рейтинги. Отражающие финансовое положение фирмы и степень коммерческого риска. Перечень банков, клиентом которых является данная фирма. Участие в капиталах других компаний. | Последняя финансовая отчетность. Бухгалтерский баланс (форма №1) и отчет о прибылях и убытках (форма №2) |
Проверка отрасли заемщика | Рост рынка. Размер рынка. Характер продукции. Технологический уровень. Основные поставщики. Инвестиции. Обзор действующего законодательства. Влияние правительства на освоение рынка. |   |
Оценка позиции заемщика в отрасли | Доля на рынке. Цены конкурентов. Сильные и слабые стороны производимой продукции. Объем производства. Производственные мощности. | Издержки производства |
Документальная проверка |   | Учредительные документы. Действующие договоры и проекты. Баланс. Платежные документы. Лицензии на определенные виды деятельности. Технико-экономические обоснования и бизнес-план. Грузовые и таможенные декларации. Квитанции на получение акцизных марок. |
Анализ состояния дел в отрасли особенно необходим, если заемщик является новым лицом в данной отрасли, т.е. выходит на новый для себя рынок.
Получение требуемой информации из внешних источников на каждом предприятии организовано по-разному. Выделяются две основные схемы: централизованная и децентрализованная.
В централизованной схеме на одно подразделение возлагается задача получения информации из внешних источников в интересах всех или большинства подразделений фирмы. Такое подразделение чаще всего называется информационным.
При децентрализованной структуре доступ к внешней информации в своих интересах организует каждое подразделение фирмы (например, маркетинговый, финансовый, юридический, служба безопасности и т.п.).
Вторая схема в части доступа к профессиональным базам, работающим на коммерческой основе, представляется нерациональной. Для достоверной и своевременной информации в целях обоснования принятия решений руководство фирмой должно пользоваться централизованной обработкой информации.