На главную
На следующую
На
следующую Глава 1. Мировой
рынок информационных услуг 1.2. Этапы развития мирового рынка
информационных услуг Рынок информационных
услуг имеет многолетнюю историю. Качественные изменения произошли в середине
1960-х годов с появлением вычислительной техники и ее использованием в области
обработки и передачи информации. В этот период основными источниками информации
являлись государственные информационные службы, учебные заведения, различные
общественные организации, занимающиеся сбором информации в определенной
области, и библиотеки. Пользователям
предоставлялась библиография, реферативная и аналитическая информация.
Обслуживание производилось на коммерческой основе. Первые
автоматизированные информационные системы (АИС) получили название
информационно-поисковые системы (ИПС). В связи с крайне ограниченными
возможностями первых ЭВМ в ИПС хранились вторичные документы (поисковые образцы
документов). Первичные документы по-прежнему хранились в библиотеках и архивах.
Такие системы работали
в двух режимах: При избирательном
распространении информации обеспечивались периодические поиски в массиве в
соответствии с постоянно действующими запросами и производились оповещения
пользователя о найденных документах. При ретроспективном
поиске осуществлялся просмотр всего массива по разовому запросу. Следующим шагом,
который стал возможным в связи с развитием вычислительной техники, явилось
возникновение фактографических ИС. Эти системы содержали формализованную
информацию в виде значений свойств различных объектов (лиц, организаций,
событий и т.д.). С расширением рынка
электронной информации наблюдается уменьшение доли государственных служб на
информационном рынке. ДИАГРАММЫ (Доли государственных и негосударственных служб
на информационном рынке) Необходимо учитывать,
что определенная доля государственных информационных служб сохранится и в
дальнейшем, т.к. они обеспечивают органы власти информацией, необходимой для
принятия государственных решений в области экономики, политики, социальных
процессов, образования и т.д. Становление рынка
электронной информации сопровождалось разделением труда организаций,
занимающихся информационным обслуживанием. Сформировались три группы
информационных служб: К концу 2000 года в
мире функции центров-генераторов выполняли 3500 компаний, а функции центров-поставщиков
4220 компаний. Большое влияние на
развитие рынка информационных услуг оказало создание национальных и мировых
сетей передачи данных, а также рост возможностей вычислительной техники, что
породило появление принципиально новых информационных технологий. Одно из главных
достижений в этой сфере – появление возможности диалогового доступа
пользователей к удаленным БД (режим on-line).Отметим,
что первопричиной скачка в развитии сферы информационного обслуживания явился
резкий рост потребностей пользователя, связанный с ростом производства,
развитием науки и техники. Данное обстоятельство определило выгодность вложения
денежных средств в эту отрасль и создание свыше 7,5 тыс. крупных информационных
корпораций.