1.6 Вопросы эффективности поиска информации в Интернете и профессиональных базах данных
Одними из наиболее важных показателей эффективности информационных систем, содержащих текстовую информацию, являются семантические показатели. Семантические показатели основаны на оценке релевантности между документами и запросами.
Релевантность – объективно существующее смысловое соответствие между содержанием документа и запроса. Объективность оценок релевантности обеспечивается тем, что они устанавливаются экспертным путем, а не автором запроса.
Семантическими показателями являются полнота выдачи (потери информации) и точность выдачи (информационный шум).
Введем следующие обозначения:
А – множество релевантных и выданных системой документов;
Б – множество нерелевантных, но выданных системой документов;
В – множество релевантных, но не выданных системой документов.
Полнота выдачи ПВ=а/(а+в)*100%;
Точность выдачи ТВ=а/(а+б)*100%;
Потери информации ПИ=в/(а+в)*100%;
Информационный шум ИШ=б/(а+б)*100%.
Другой группой показателей оценки эффективности документальных информационных систем являются прагматические показатели. Эти показатели можно определить только в процессе эксплуатации информационных систем.
Прагматические показатели определяют абоненты системы на базе оценок пертинентности выданных документов.
Пертинентность – это субъективно оцениваемое соответствие содержания документов или текстов информационным интересам потребителя. Пертинентность может оценить только автор запроса, работающий с информационной системой. Оценки пертинентности, как правило, отличаются от результатов, полученных на основе оценок релевантности.
Рассмотрим вопросы оценки эффективности поиска в профессиональных базах и информационных ресурсах Интернета.
Анализ содержимого профессиональных баз за последние 15 лет показывает неуклонный рост доли текстовой информации в общем объеме информации в профессиональных базах. Если в 1985 г. Доля текстовой информации составляла 47%, то в 2000 г. эта доля составляла уже 84%. Представляется, что основная информация в Интернете также является текстовой. Эти обстоятельства позволяют сделать вывод о том, что подходы к оценке эффективности поиска в документальных системах в полной мере распространяются и на профессиональные базы и на информационные ресурсы Интернета.
Информационные ресурсы Интернета и имеющиеся в среде Интернет поисковые средства обладают определенной спецификой, которая оказывает существенное влияние на эффективность поиска в этой среде.
Основными поисковыми средствами в Интернете являются поисковые системы и каталоги. Поисковые системы состоят из трех частей:
- робот – программа, которая посещает web-серверы, считывает и индексирует полностью или частично их содержимое и далее следует по ссылкам, найденным на сервере. Просмотры серверов осуществляются периодически, например, раз в месяц, раз в две недели;
- индексные массивы и копии текстов просмотренных страниц, хранящиеся в поисковой системе;
- программа, которая, просматривая в соответствии с запросом пользователя индексные массивы, отбирает и выдает потребителю найденные документы.
В каталогах имеются иерархические тематические рубрики. Отнесение серверов к тем или иным рубрикам каталога осуществляется человеком. Пользователь ищет информацию в каталоге вручную, используя рубрики.
В связи с тем, что в средствах поиска в Интернете не используются информационно-поисковые языки, на которых могли бы быть описаны исходные документы и запросы, полнота поиска в Интернете с учетом указанных выше поисковых средств будет значительно ниже, чем в документальных системах, построенных на базе информационно-поисковых языков.
В 2000 году специалисты компаний AltaVista, IBM и Compaq исследовали ресурсы и гиперсвязи существующего информационного пространства WWW. Просмотрев с помощью поисковых средств AltaVista свыше 600 млн. web-страниц и 1,5 млрд. ссылок, размещенных на этих страницах, они пришли к выводу, что исследуемое пространство состоит из следующих компонентов:
- центральное ядро – тесно связанные между собой web-страницы, с каждой из которых можно попасть на любую другую (27%);
- отправные страницы – в них могут быть ссылки, ведущие к ядру, но из ядра к отправным страницам попасть нельзя (22%);
- оконечные web-страницы – к которым можно прийти по ссылкам из ядра, но к ядру от них попасть нельзя (22%);
- web-страницы, не пересекающиеся с остальными ресурсами Интернета (7%).
Исследования показали, что при увеличении общего объема информационных ресурсов Интернета установленные отношения компонентов остаются прежними. Проведенный анализ позволяет сделать вывод о том, что информационное пространство Интернета является достаточно сложным и неоднородным. К отдельным ресурсам Интернета поисковые машины не имеют доступа.
У каждой поисковой машины свой процент индексирования документов и своя стратегия выбора, – какие из ресурсов индексировать. Анализ доли документов, заиндексированных крупнейшими зарубежными поисковыми системами, от общего числа документов в Интернете, проведенный в 1999 году показал, что доля заиндексированных документов у лидеров в этой области не превышает 30%. Следует отметить, что количество документов в Интернете значительно увеличивается с каждым годом, при этом доля просмотренных и заиндексированных документов уменьшается.
Информационные ресурсы Интернета делятся на «видимую» и «невидимую» части сайтов.
«Видимая» часть сайта – это та часть, которая обрабатывается поисковыми системами и индексируется.
«Невидимая» часть – это часть сайта, которая не предназначена для обработки поисковыми системами.
Американской фирмой Bright Planet проведено исследование и получены результаты, что в Интернете число документов невидимой части сайтов более чем в 500 раз превышает видимую часть.
Организация информации в профессиональных базах отличается от организации информации в Интернете. Это отличие заключается в том, что информация постоянно накапливается и обновляется. Отбор достоверных источников и накопление информации ведут информационные агентства-генераторы, они же поддерживают эти базы данных в актуальном состоянии.
Получение информации из баз обеспечивают агентства-поставщики. Потребителю предоставляется язык запроса и документация, характеризующая базу данных, которая включает в себя название, отражающее вид информации, с какого времени ведется база данных, объем накопления информации, период обновления, источники информации. Указанные особенности обеспечивают высокие показатели о достоверности, полноте и точности предоставляемой информации.