Мировой рынок информационных услуг: Этапы развития мирового рынка информационных услуг
Рынок информационных услуг имеет многолетнюю историю. Качественные изменения произошли в середине 1960-х годов с появлением вычислительной техники и ее использованием в области обработки и передачи информации. В этот период основными источниками информации являлись государственные информационные службы, учебные заведения, различные общественные организации, занимающиеся сбором информации в определенной области, и библиотеки. Пользователям предоставлялась библиография, реферативная и аналитическая информация. Обслуживание производилось на коммерческой основе. Первые автоматизированные информационные системы (АИС) получили название информационно-поисковые системы (ИПС). В связи с крайне ограниченными возможностями первых ЭВМ в ИПС хранились вторичные документы (поисковые образцы документов). Первичные документы по-прежнему хранились в библиотеках и архивах. Такие системы работали в двух режимах:
При
избирательном распространении информации обеспечивались периодические
поиски в массиве в соответствии с постоянно действующими запросами и
производились оповещения пользователя о найденных документах.
При ретроспективном поиске осуществлялся просмотр всего массива по
разовому запросу.
Следующим шагом, который стал возможным в связи с развитием
вычислительной техники, явилось возникновение фактографических ИС. Эти
системы содержали формализованную информацию в виде значений свойств
различных объектов (лиц, организаций, событий и т.д.).
С расширением рынка электронной информации наблюдается уменьшение доли
государственных служб на информационном рынке.
Необходимо учитывать, что определенная доля государственных
информационных служб сохранится и в дальнейшем, т.к. они обеспечивают
органы власти информацией, необходимой для принятия государственных
решений в области экономики, политики, социальных процессов,
образования и т.д.
Становление рынка электронной информации сопровождалось разделением
труда организаций, занимающихся информационным обслуживанием.
Сформировались три группы информационных служб:
К концу 2000 года в мире функции центров-генераторов выполняли 3500 компаний, а функции центров-поставщиков 4220 компаний. Большое влияние на развитие рынка информационных услуг оказало создание национальных и мировых сетей передачи данных, а также рост возможностей вычислительной техники, что породило появление принципиально новых информационных технологий. Одно из главных достижений в этой сфере – появление возможности диалогового доступа пользователей к удаленным БД (режим on-line). Отметим, что первопричиной скачка в развитии сферы информационного обслуживания явился резкий рост потребностей пользователя, связанный с ростом производства, развитием науки и техники. Данное обстоятельство определило выгодность вложения денежных средств в эту отрасль и создание свыше 7,5 тыс. крупных информационных корпораций.
Назад | Содержание | Вперед