Информационное обеспечение предпринимательской деятельности: Методика решения задач кредитования в банках и требования к информационному обеспечению

Кредит является основой банковского дела и базисом, по которому судят о надежности и качестве работы банка. Мировой опыт показал, что доходы банков от кредитования составляют около 80% от общего объема доходов. Особое внимание уделяется процессу управления кредитами, потому что от его качества зависит успех работы банка. Информационно-аналитическая работа, связанная с решением вопроса о выдаче кредита обычно организуется в два этапа:

  1. проверка финансового состояния заемщика
  2. проверка бизнес-плана

Информация, необходимая для проверки финансового состояния потенциального заемщика:


Область исследованияВнешняя информацияВнутренняя информация
Проверка характера заемщикаКуда и за какими суммами обращался заемщик. Частота обращения за кредитом. Задержки платежей. Текущая задолженность банкам. Сведения, характеризующие репутацию фирмы (участие в официальных мероприятиях, судебных разбирательствах и т.д.) 
Проверка финансового состояния заемщикаСпециальные рейтинги. Отражающие финансовое положение фирмы и степень коммерческого риска. Перечень банков, клиентом которых является данная фирма. Участие в капиталах других компаний.Последняя финансовая отчетность. Бухгалтерский баланс (форма №1) и отчет о прибылях и убытках (форма №2)
Проверка отрасли заемщикаРост рынка. Размер рынка. Характер продукции. Технологический уровень. Основные поставщики. Инвестиции. Обзор действующего законодательства. Влияние правительства на освоение рынка. 
Оценка позиции заемщика в отраслиДоля на рынке. Цены конкурентов. Сильные и слабые стороны производимой продукции. Объем производства. Производственные мощности.Издержки производства
Документальная проверка Учредительные документы. Действующие договоры и проекты. Баланс. Платежные документы. Лицензии на определенные виды деятельности. Технико-экономические обоснования и бизнес-план. Грузовые и таможенные декларации. Квитанции на получение акцизных марок.

При проверке бизнес-плана заемщика кредитный отдел банка проверяет достоверность исходной информации, на основании которой построен бизнес-план, а также проверяет правильность обработки исходной информации. Составитель бизнес-планов обязан указывать источники информации, из которых получены исходные данные. Как правило, особое внимание банк уделяет состоянию того рынка, к которому относится заемщик. Банк должен оценить возможный риск от операций кредитования, связанный с конкуренцией и состоянием рынка, и только при низком риске для себя продолжать проверку. Для оценки конкуренции на рынке обычно анализируется следующие критерии:

  1. состояние дел в отрасли
  2. позиция заемщика в отрасли

Анализ состояния дел в отрасли особенно необходим, если заемщик является новым лицом в данной отрасли, т.е. выходит на новый для себя рынок. Получение требуемой информации из внешних источников на каждом предприятии организовано по-разному. Выделяются две основные схемы: централизованная и децентрализованная. В централизованной схеме на одно подразделение возлагается задача получения информации из внешних источников в интересах всех или большинства подразделений фирмы. Такое подразделение чаще всего называется информационным. При децентрализованной структуре доступ к внешней информации в своих интересах организует каждое подразделение фирмы (например, маркетинговый, финансовый, юридический, служба безопасности и т.п.). Вторая схема в части доступа к профессиональным базам, работающим на коммерческой основе, представляется нерациональной. Для достоверной и своевременной информации в целях обоснования принятия решений руководство фирмой должно пользоваться централизованной обработкой информации.

Назад | Содержание | Вперед

Hosted by uCoz