Введение в Мировые Информационные Ресурсы

Деятельность по обеспечению информацией любого процесса называется информационным обеспечением. Информационное обеспечение плановой экономики кардинально отличается от информационного обеспечения рыночной экономики. В условиях плановой экономики информация собиралась централизованно. В каждой отрасли или ведомстве в рамках отраслевой автоматизированной системы управления функционировала информационная служба, в полном объеме удовлетворяющая потребностям планирования и управления. Помимо этого существует система отраслевых институтов технико-экономических исследований и информации, в которых также накапливалась информация, необходимая для управления отраслями. В Союзных министерствах и ведомствах, таких как Госснаб, Госплан и т.д. функционировали крупные вычислительные центры, в которых собиралась, хранилась и обрабатывалась информация, необходимая для решения задач этих ведомств. Отраслевые и Союзные плановые органы устанавливали для каждого предприятия:

Целью предприятия в условиях плановой экономики является выполнение плана при директивно заданных ограничениях. Достижение этой цели осуществлялось за счет эффективной организации производства, и поэтому руководитель предприятия должен был быть технологом. Для информационного обеспечения управления предприятием создавались базы данных, в которых содержалась информация, называемая внутренней и отражавшая процессы, происходящие внутри предприятия. Вхождение России в мировое экономическое пространство определило переход от плановой экономики к рыночной. В настоящее время каждое российское предприятие самостоятельно строит свой бизнес-план (количество предприятий, находящихся в частной собственности по данным Госкомстата России на 2002 год составляет 2,7 млн.). Перед предприятиями, ведущими коммерческую деятельность, стоит цель максимально использовать имеющиеся корпоративные ресурсы. Для обеспечения стабильного развития предприятия эта цель может быть достигнута в условиях, когда каждое предприятие функционирует в едином информационном пространстве. Стратегию бизнеса следует формировать на основе оценки как внутренних ресурсов предприятия, так и состояния внешней среды. Информацию об окружающей среде называют внешней информацией. Практика показала, что доля внешней информации в общем объеме используемых фирмой данных составляет 85 – 95 % в зависимости от специфики фирмы. Внешняя информация в едином мировом экономическом пространстве образует Мировые Информационные Ресурсы. В соответствии с Российским законом от 20 февраля 1995 года №24 ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации» под информационными ресурсами понимается информация, зафиксированная на материальном носителе и хранящаяся в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, базах данных и т.д.) Мировые Информационные Ресурсы формируются и поддерживаются информационными агентствами, центрами и корпорациями. В настоящее время в мире насчитывается свыше 3,5 тыс. крупных и средних информационных агентств. Они ведут около 10 тыс. баз данных деловой информации. Объем этих баз за последние 20 лет вырос более чем в 100 раз. Характерными чертами мирового рынка информационных услуг является следующее:

  1. взаимоотношение потребителя с мировым рынком деловой информации строится на том, что информационные агентства отслеживают состояние внешней среды, а потребители по запросам получают ту информацию, которая в данный момент им необходима для планирования и оперативного управления
  2. информационные агентства предоставляют потребителю доступ к информации в режиме непосредственного взаимодействия, а также на магнитных носителях, в виде печатных изданий и консультаций
  3. с помощью мировых телесетей потребитель имеет возможность доступа к любым фрагментам Мировых Информационных ресурсов
  4. основной объем деловой информации предоставляется потребителю на коммерческой основе

Что должен знать потребитель о мировом рынке информационных услуг:

  1. где взять необходимую информацию
  2. какова ее цена
  3. какие технологии доступа к информации целесообразно использовать
  4. как оценить полученную информацию и как ее использовать для решения конкретной задачи

Возможность непосредственного доступа к базе данных связано с необходимостью иметь компьютер, удовлетворяющий определенным требованиям, телефонный канал, модем или прямой канал связи с Интернетом. Для западного предпринимателя, который вырос в условиях рынка, в том числе в условиях развитого рынка информационных услуг, использование современных информационных технологий в бизнесе является естественным. Российская же система подготовки экономистов встретила переход к рыночным отношениям с нулевым багажом.

Назад | Содержание | Вперед

Hosted by uCoz