2. "Этапы развития мирового рынка информационных услуг"
Рынок информационных услуг имеет многолетнюю историю. Качественные изменения произошли в середине 60х гг. с появлением вычислительной техники и ее использования в области обработки и передачи информации. В этот период основными источниками инф. являлись гос. информационные службы, учебные заведения, различные общественные организации, занимающиеся сбором инф. в определенной области и библиотеке. Пользователям предоставлялась библиографическая, реферативная информация. Обслуживание проводилось на коммерческой основе.Первые автоматизированные ИС получили название поисково-информационных систем (ПИС). В связи с крайне ограниченными возможностями первых ЭВМ в ПИС хранились вторичные документы (поисковые образы документов). Первичные документы хранились в библиотеках и архивах.
Такие системы работали в 2х режимах:
С расширением рынка электронной инф. наблюдается уменьшение доли гос. служб на информационном рынке.
1.Избирательное распространение информации
2.Ретроспективный поиск
При избирательном распространении информации обеспечивались периодические поиски в массиве в соответствии с постоянными действующими запросами, и производилось оповещение пользователя о найденных документах.
При ретроспективном поиске осуществлялся осмотр всего массива по разовому запросу.
Следующий шаг, который стал возможным в связи с развитием выч. техники, явилось возникновение фактографических ИС. Эти системы содержали формализованную инф. в виде значений свойств различных объектов, лиц, организаций, событий и т.д.
Необходимо учитывать, что определенная доля гос. инф. служб сохраняется и в дальнейшем, т.к. они обеспечивают органы, владеющие информацией необходимой для принятия государственных решений в области экономических, политических, социальных процессов и т.д.
Становление рынка электронной информацией сопровождалось разделением труда организации, занимающейся инф. обслуживанием. Образовалось 3 группы инф. служб:
1.Центры-генераторы (производители инф.) – специализируются на добыче инф., формировании БД и поддержке их в актуальном состоянии.
2.Центры распределения (поставщики инф. или венторы) – занимаются инф. обслуживанием пользователей на основе БД поставляемых им центрами-генераторами на коммерческой основе.
3.Инф. агентства – помимо сбора инф., формирования и ведения БД, осуществляют функции обслуживания пользователей.
К концу 2000г. в мере функции центров-генераторов выполняли 1520 компаний, а функции центров поставщиков 4020 компаний.
Большое влияние на развитие центров услуг повлияло создание национальных и мировых сетей передачи данных, а так же рост возможностей вычислительной техники, что породило появление принципиально новых информационных технологий.
Одно из главных достижений в этой сфере является появление возможности диалогового доступа пользователей к удаленным БД (режим on-line).
Отметим, что первопричиной скачка в развитии сферы инф. обслуживания явился резкий рост потребности пользователей, связанный с ростом производства, развития науки и техники. Данное обстоятельство определило выгодность вложенных денежных средств в эту отрасль и создание свыше 7,5 тыс. крупных информационных корпораций.
Содержание БД отражает потребности пользователей. Если изначально потребители запрашивали научно-техническую инф., то в настоящий момент их основные интересы направлены на инф., касающаяся бизнеса, торговли, промышленности, патентной и правовой инф.
По форме инф. ресурсы могут быть разделены на:
- числовые (фактографическая инф.)
- текстовые
Объемы текстовых БД значительно превышают объема числовых, этот разрыв со временем увеличивается.
Рассмотрим распределение МИР по мировым регионам.
Цена контракта,$ | 1000 | 3000 | 5000 | 7000 | 10000 | 20000 | 30000 |
Количество справок | 6 | 20 | 35 | 50 | 75 | 160 | 350 |
Цена за 1 справку,$ | 167 | 150 | 143 | 140 | 133 | 125 | 120 |