На главную На предыдущую На следующую

Глава 3. Информационный рынок Российской Федерации

3.1. Правовые основы информационной работы в РФ

Основным законом, определяющим правовые основы информационной работы в РФ, является федеральный закон от 20.02.1995г. № 24-ФЗ "об информации, информатизации и защите информации" (с изменениями от 10.01.2003г.).

В соответствии с этим законом информационные ресурсы делятся на государственные и негосударственные. Собственниками государственных ресурсов являются Российская Федерация и субъекты Российской Федерации. Эти ресурсы создаются, приобретаются и накапливаются за счет федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ.

Физические и юридические лица являются собственниками тех документов (массивов документов), которые созданы за их счет, приобретены ими в законных основаниях, либо получены в порядке дарения или наследования. Эти ресурсы являются негосударственными.

Граждане, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации и общественные объединения обязаны предоставлять документированную информацию органам, ответственным за формирование и использование государственных информационных ресурсов.

Перечни, предоставляемые в обязательном порядке, документированной информации утверждаются правительством РФ. Порядок и условия представления информации обязательно доводится до граждан и организаций.

По категориям доступа информация делится на открытую и с ограниченным доступом, которая затем делится:

Отнесение информации к государственной тайне осуществляется в соответствии с законом от 21.07.1993г. №5485-1 "о государственной тайне" (с последними изменениями от 22.08.2004г.).

Государство имеет право выкупа документированной информации у физических и юридических лиц в случае отнесения этой информации к государственной тайне.

Собственники информационных ресурсов, содержащих государственную тайну вправе распоряжаться этой информацией только с разрешения соответствующих органов государственной власти.

Запрещено относить к информации с ограниченным доступом:

  • законодательные и другие нормативные акты, устанавливающие правовой статус органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений, а также права, свободы и обязанности граждан и порядок их реализации;
  • документы, содержащие информацию о чрезвычайных ситуациях, экологическую, метеорологическую, демографическую, санитарно-эпидемиологическую информацию, необходимую для обеспечения функционирования населенных пунктов, производственных объектов, безопасности граждан и населения в целом;
  • документы, содержащие информацию о деятельности органов власти по исполнению бюджетных средств и других государственных и местных ресурсов, а также о состоянии экономики и потребностях населения;
  • документы, накапливаемые в открытых фондах библиотек и архивов, представляющие общественный интерес или необходимые для реализации прав, свобод и обязанностей граждан.

Персональные данные (информация о гражданах) относится к конфиденциальной информации. Подлежит обязательному лицензированию деятельность негосударственных организаций и частных лиц, связанная с обработкой персональных данных. Порядок лицензирования определяется законодательством РФ.

Важным законом, определяющим порядок формирования фондов государственной библиотечной системы и органов научно-технической информации является федеральный закон от 29.12.1994г. № 77-ФЗ "об обязательном экземпляре документов" (с последними изменениями от 3.06.2005г.) и постановление правительства РФ от 27.07.1995г. № 739 "об обязательных экземплярах изданий".

Обязательные экземпляры - это экземпляры различных видов тиражированных документов, подлежащие передаче производителями в соответствующие органы в порядке и в количестве, установленными федеральным законом. Действие настоящего закона распространяется на юридические лица РФ независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, участвующих в создании и доставке обязательных экземпляров различных видов документов.

Подлежат передаче в соответствующие учреждения и организации обязательные бесплатные и обязательные платные экземпляры следующих видов (бесплатные, подлежащие безвозмездной передаче их производителями в соответствующие органы). Платные передаются на возмездной основе:

  1. издания (текстовые, нотные, картографические и др.) - это издательская продукция, прошедшая редакционно-издательскую обработку, полиграфически оформленная и имеющая выходные сведения;
  2. издания для слепых, изготавливаемые рельефно-точечным шрифтом по системе Брайля и говорящие книги;
  3. официальные документы - это произведения печати, публикуемые от имени органов законодательной, исполнительной и судебной власти, носящие директивный или информационный характер;
  4. аудио-визульная продукция - кино- видео- и фотодокументы;
  5. электронные издания;
  6. неопубликованные документы - это результаты научно-исследовательской и опытно-конструкторской работы (диссертации, отчеты о научно-исследовательских и опытно-конструкторских работах), алгоритмы и программы.

Органы государственной власти с учетом своих потребностей могут определять виды документов, подлежащих передаче в качестве обязательного экземпляра. Производители документов доставляют в Российскую книжную палату:

  • 16 обязательных бесплатных экземпляров книг, брошюр, альбомов, журналов, картографических карт и атласов на русском языке;
  • 7 бесплатных обязательных экземпляров вышеперечисленных видов изданий на иностранных языках, а также языках народов РФ;
  • 9 обязательных бесплатных экземпляров газет;
  • 12 экземпляров авторефератов, диссертаций;
  • 10 экземпляров стандартов.

Производители патентных документов поставляют по два обязательных бесплатных экземпляра во Всероссийскую патентно-техническую библиотеку и государственную публичную научно-техническую библиотеку Сибирского отделения РАН.

Законодательством также определена обязанность изготовителей вышеперечисленных документов предоставлять государству до 100 экземпляров бесплатно при тираже от 500 до 1000 и до 300 экземпляров при тираже свыше 1000.

Представители Российской книжной палаты при ознакомлении с планом выпуска продукции издательства на следующий год определяют потребность государства и направляют заявки в соответствующие издания.

 

 

На главную На предыдущую На следующую

Hosted by uCoz