Тема2.Информационное обеспечение предпринимательской деятельности
2.1 Роль планирования и оперативного управления на предприятии
2.2 Бизнес-план и требования к информационному обеспечению
2.3 Внешняя экономическая деятельность и требования к информационному обеспечению
2.4 Методика решения задач кредитования в банках и требования к информационному обеспечению
2.1. Роль планирования и оперативного управления в деятельности предприятия
Основная концептуальная цель деятельности предприятия – достижение максимальной прибыли, следовательно, планирование является одним из важнейших элементов управления деятельностью предприятия. Для достижения данной цели следует разрабатывать стратегию развития предприятия, которая должна отвечать на вопрос «как в максимальной степени использовать имеющиеся возможности предприятия в условиях окружающей внешней среды?». К возможностям предприятия относятся следующие ресурсы:
Внутренняя информация – это информация о собственных ресурсах предприятия, которую должна иметь сама фирма. Однако для оценки имеющихся собственных ресурсов (технико-технологической базы, стоимости недвижимости) часто привлекаются внешние эксперты. Основой при разработке стратегии развития предприятия является объективный анализ внешней среды. Основными составляющими внешней среды являются:
Первые три составляющие необходимы при разработке стратегии для определения того, какие элементы мирового, отечественного и отраслевых рынков оказывают существенное влияние на ведение бизнеса данной конкретной фирмой. При этом особое внимание уделяется изучению спроса, предложения и условия работы на выбранном рынке. Изучение и анализ этих элементов внешней среды проводится как маркетинговое исследование, либо соответствующими аналитическими структурами фирмы, либо специализированными консалтинговыми агентствами. Документальным отображением предполагаемой или выбранной стратегии является бизнес-план или технико-экономическое обоснование.
В началоИнформационное обеспечение предпринимательской деятельности
2.2. Бизнес-план и требования к информационному обеспечению
Бизнес-план выполняет ряд важнейших для фирмы функций:
Бизнес-план представляет собой документ, включающий в себя описание компании, описание ее потенциала, оценку внутренней и внешней среды бизнеса, конкретные данные о развитии фирмы. При внешнем различии друг от друга состав бизнес-планов остается практически неизменным и содержит:
Информационное обеспечение предпринимательской деятельности
2.3. Внешняя экономическая деятельность и требования к информационному обеспечению
Прежде чем принять решение о стратегии выхода предприятия на международный рынок, предприниматель должен провести маркетинговые исследования, т.е. собрать информацию:
Исследование рынка предполагает анализ всех условий, имеющих значение для успешной реализации стратегии фирмы. Рыночное исследование может охватывать мировой товарный рынок, отраслевой рынок или его определенный сегмент. Поэтому, прежде всего, определяется объект исследования, т.е. конкретный товар и рынок, подлежащий исследованию.
Информационное обеспечение предпринимательской деятельности
2.4. Методика решения задач кредитования в банках и требования к информационному обеспечению
Кредит является основой банковского дела и базисом, по которому судят о надежности и качестве работы банка. Мировой опыт показал, что доходы банков от кредитования составляют около 80% от общего объема доходов. Особое внимание уделяется процессу управления кредитами, потому что от его качества зависит успех работы банка. Информационно-аналитическая работа, связанная с решением вопроса о выдаче кредита обычно организуется в два этапа:
Информация, необходимая для проверки финансового состояния потенциального заемщика:
область исследования | внешняя информация | внутренняя информация |
---|---|---|
проверка характера заемщика | куда и за какими суммамиобращался заемщик;частота обращения за кредитом;задержки платежей текущей задолженности в банках;сведения,характеризующие репутацию фирмы (участие в официальных мероприятиях, судебных разбирательств и т.д.) | не используется |
проверка финансового состояния заемщика | специальные рейтинги, отражающие финансовое положение фирмы и степень коммерческого риска;перечень банков, клиентом которых является данная фирма; участие в капиталах других компаний | последняя финансовая отчетность, бухгалтерский баланс форма1, отчет о прибыли и убытках форма2 |
проверка отрасли заемщика | рост рынка, размер рынка,характер продукции,технологический уровень, основные поставщики,инвестиции,обзор действительного законодательства, влияние правительства на освоение рынка | не используется |
оценка позиции заемщика | доля на рынке, цены конкурентов,сильные и слабые стороны производимой продукции, объем производства, производственные мощности | издержки производства |
документационная проверка | не используется | учредительные документы,действующие договоры и проекты, балансовые платежные документы,лицензии на определенные виды деятельности,технико-экономическое обоснование,бизнес-план,грузовые и таможенные декларации, квитанции на получение акцизных марок |
При проверке бизнес-плана заемщика кредитный отдел банка проверяет достоверность исходной информации, на основании которой построен бизнес-план, а также проверяет правильность обработки исходной информации. Составитель бизнес-планов обязан указывать источники информации, из которых получены исходные данные. Как правило, особое внимание банк уделяет состоянию того рынка, к которому относится заемщик. Банк должен оценить возможный риск от операций кредитования, связанный с конкуренцией и состоянием рынка, и только при низком риске для себя продолжать проверку. Для оценки конкуренции на рынке обычно анализируется следующие критерии:
Анализ состояния дел в отрасли особенно необходим, если заемщик является новым лицом в данной отрасли, т.е. выходит на новый для себя рынок. Получение требуемой информации из внешних источников на каждом предприятии организовано по-разному. Выделяются две основные схемы: централизованная и децентрализованная. В централизованной схеме на одно подразделение возлагается задача получения информации из внешних источников в интересах всех или большинства подразделений фирмы. Такое подразделение чаще всего называется информационным. При децентрализованной структуре доступ к внешней информации в своих интересах организует каждое подразделение фирмы (например, маркетинговый, финансовый, юридический, служба безопасности и т.п.). Вторая схема в части доступа к профессиональным базам, работающим на коммерческой основе, представляется нерациональной. Для достоверной и своевременной информации в целях обоснования принятия решений руководство фирмой должно пользоваться централизованной обработкой информации.
В начало