Оглавление

На главную

На предыдущую

Мировой рынок информационных услуг

Тема3.Информационный рынок Российской Федерации

3.1. Правовые основы информационной работы в РФ

3.2. Информация об информации

3.3. Государственные информационные ресурсы

3.1. Правовые основы информационной работы в РФ

Основным законом, определяющим правовые основы информационной работы в РФ, является Федеральный Закон от 20.02.1995г. № 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации» (с изменениями от 10.01.2003г.). В соответствии с этим законом информационные ресурсы делятся на государственные и негосударственные. Собственниками государственных ресурсов являются Российская Федерация и субъекты Российской Федерации. Эти ресурсы создаются, приобретаются и накапливаются за счет федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ. Физические и юридические лица являются собственниками тех документов (массивов документов), которые созданы за их счет, приобретены ими в законных основаниях, либо получены в порядке дарения или наследования. Эти ресурсы являются негосударственными. Граждане, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации и общественные объединения обязаны предоставлять документированную информацию органам, ответственным за формирование и использование государственных информационных ресурсов. Перечни, предоставляемые в обязательном порядке, документированной информации утверждаются правительством РФ. Порядок и условия представления информации обязательно доводится до граждан и организаций. По категориям доступа информация делится на открытую и с ограниченным доступом, которая затем делится:

  • информация, отнесенная к государственной тайне;
  • конфиденциальная информация.

Отнесение информации к государственной тайне осуществляется в соответствии с Федеральным Законом от 21.07.1993г. №5485-1 «О государственной тайне» (с последними изменениями от 22.08.2004г.). Государство имеет право выкупа документированной информации у физических и юридических лиц в случае отнесения этой информации к государственной тайне. Собственники информационных ресурсов, содержащих государственную тайну вправе распоряжаться этой информацией только с разрешения соответствующих органов государственной власти. Запрещено относить к информации с ограниченным доступом:

  • законодательные и другие нормативные акты, устанавливающие правовой статус органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений, а также права, свободы и обязанности граждан и порядок их реализации;
  • документы, содержащие информацию о чрезвычайных ситуациях, экологическую, метеорологическую, демографическую, санитарно-эпидемиологическую информацию, необходимую для обеспечения функционирования населенных пунктов, производственных объектов, безопасности граждан и населения в целом;
  • документы, содержащие информацию о деятельности органов власти по исполнению бюджетных средств и других государственных и местных ресурсов, а также о состоянии экономики и потребностях населения;
  • документы, накапливаемые в открытых фондах библиотек и архивов, представляющие общественный интерес или необходимые для реализации прав, свобод и обязанностей граждан.

Персональные данные (информация о гражданах) относится к конфиденциальной информации. Подлежит обязательному лицензированию деятельность негосударственных организаций и частных лиц, связанная с обработкой персональных данных. Порядок лицензирования определяется законодательством РФ. Важным законом, определяющим порядок формирования фондов государственной библиотечной системы и органов научно-технической информации является Федеральный Закон от 29.12.1994г. № 77-ФЗ «Об обязательном экземпляре документов» (с последними изменениями от 3.06.2005г.) и постановление правительства РФ от 27.07.1995г. № 739 «об обязательных экземплярах изданий». Обязательные экземпляры – это экземпляры различных видов тиражированных документов, подлежащие передаче производителями в соответствующие органы в порядке и в количестве, установленными федеральным законом. Действие настоящего закона распространяется на юридические лица РФ независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, участвующих в создании и доставке обязательных экземпляров различных видов документов. Подлежат передаче в соответствующие учреждения и организации обязательные бесплатные и обязательные платные экземпляры следующих видов (бесплатные, подлежащие безвозмездной передаче их производителями в соответствующие органы). Платные передаются на возмездной основе:

  1. издания (текстовые, нотные, картографические и др.) – это издательская продукция, прошедшая редакционно-издательскую обработку, полиграфически оформленная и имеющая выходные сведения;
  2. издания для слепых, изготавливаемые рельефно-точечным шрифтом по системе Брайля и говорящие книги;
  3. официальные документы – это произведения печати, публикуемые от имени органов законодательной, исполнительной и судебной власти, носящие директивный или информационный характер;
  4. аудио-визульная продукция – кино- видео- и фотодокументы;
  5. электронные издания;
  6. неопубликованные документы – это результаты научно-исследовательской и опытно-конструкторской работы (диссертации, отчеты о научно-исследовательских и опытно-конструкторских работах), алгоритмы и программы.

Органы государственной власти с учетом своих потребностей могут определять виды документов, подлежащих передаче в качестве обязательного экземпляра. Производители документов доставляют в Российскую книжную палату:

  • 16 обязательных бесплатных экземпляров книг, брошюр, альбомов, журналов, картографических карт и атласов на русском языке;
  • 7 бесплатных обязательных экземпляров вышеперечисленных видов изданий на иностранных языках, а также языках народов РФ;
  • 9 обязательных бесплатных экземпляров газет;
  • 12 экземпляров авторефератов, диссертаций;
  • 10 экземпляров стандартов.

Производители патентных документов поставляют по два обязательных бесплатных экземпляра во Всероссийскую патентно-техническую библиотеку и государственную публичную научно-техническую библиотеку Сибирского отделения РАН. Законодательством также определена обязанность изготовителей вышеперечисленных документов предоставлять государству до 100 экземпляров бесплатно при тираже от 500 до 1000 и до 300 экземпляров при тираже свыше 1000. Представители Российской книжной палаты при ознакомлении с планом выпуска продукции издательства на следующий год определяют потребность государства и направляют заявки в соответствующие издания.

В начало

Информационный рынок Российской Федерации

3.2. Информация об информации

На российском рынке сведения об информационных ресурсах предоставляются рядом организаций:

  1. научно-технический центр государственного комитета РФ по связи и информатизации «Информрегистр». Работы по учету и регистрации баз и банков данных, по ведению государственного регистра осуществляются Информрегистром в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 28.02.1996г. №226 «о государственном учете и регистрации баз и банков данных». Порядок ведения государственного учета и регистрации баз данных определен временным положением о государственном учете и регистрации (работу по регистрации ведет научно-технический центр правовой информации «Система» ФАПСИ при Президенте РФ). Во временном положении указано, что государственная регистрация любых негосударственных баз данных осуществляется на добровольной основе и бесплатно. Информрегистр ведет следующие электронные каталоги и выпускает справочники:

    • электронный каталог государственного регистра баз данных – объем каталога 3000 записей, которые содержат описание зарегистрированных российских баз (наименование, содержание, технические средства реализации, адресно-справочные данные владельца);
    • «базы данных России»;
    • «где найти адрес» - приводятся наименования, описания, объемы баз данных, содержащих сведения об организациях и предприятиях (о номенклатуре продукции, услугах, адресно-справочные сведения о владельцах);
    • Электронный каталог «где найти адрес» - содержит более 3500 описаний баз данных российских источников адресно-правовой информации;
    • «Российские электронные издания» - на оптических дисках и дискетах.
  2. ФАПСИ – с целью обеспечения высших органов управления РФ сведениями об информационных ресурсах страны агентство ведет реестр баз данных «Метабаза», содержащих сведения о 600 базах министерств, ведомств, а также предприятий и организаций, имеются сведения о 1500 базах регионов РФ;

  3. ООО «Международное бюро информации и телекоммуникации» - предлагает на информационном рынке следующие продукты и услуги:

    • Российская энциклопедия информации и телекоммуникации (электронная версия находится на сайте «информпатрнер»;
    • Веб-каталог деловой информации;
    • Веб-каталог бизнес-ресурсов по рынку товаров и услуг;
    • Информационно-поисковые, аналитические и консультационные услуги.
  4. центр информационной поддержки предпринимательства – выпускает информацию на компакт-дисках под названием «кто есть кто на рынке деловой информации России». Диск содержит базу данных по организациям, предоставляющим информационные услуги. Помимо описания более чем 4100 организаций на диске размещены также: базы данных 250 информационных изданий; информация по органам управления РФ и база данных по коммерческим организациям Подмосковья. Каталог предназначен для руководителей среднего звена организаций и предприятий;

  5. Другие источники – правительство Москвы, Комитет по телекоммуникации и СМИ, межрегиональный центр коммерческой информации «Ларикс» выпускают справочник «Москва. Администрация. Предприятия и организации. Информационные агентства. СМИ. Рекламные агентства». Обзорную информацию о состоянии информационного рынка России публикует ежемесячный журнал «информационные ресурсы России», выпускаемый российским объединением информационных ресурсов научно-технического развития. Агентством деловой информации «бизнес-карта» выпускается журнал «информация и бизнес», в котором публикуются обзоры информационного рынка, рейтинги участников, предлагаемые услуги. Журнал выходит ежеквартально.

В начало

Информационный рынок Российской Федерации

3.3. Государственные информационные ресурсы

Государственные информационные ресурсы – это ресурсы, которые как элемент имущества находятся в собственности государства. Они подразделяются на следующие группы:

  1. федеральные ресурсы;
  2. информационные ресурсы, находящиеся в совместном ведении РФ и ее субъектов;
  3. информационные ресурсы субъектов РФ.

Государственные информационные ресурсы, являясь важнейшим фактором, влияющим на выполнение всех функций государства, обеспечивают выполнение следующих основных задач:

  • задача государственного управления;
  • обеспечение прав и безопасности граждан;
  • поддержка социально-экономического развития страны, развития культуры, образования и т.д.

Ряд федеральных органов управления можно назвать чисто информационными, поскольку их главной задачей является формирование государственных информационных ресурсов. В число этих органов входят Министерство культуры РФ, Государственный комитет по статистике (Госкомстат), Государственный комитет РФ по стандартизации, метрологии и сертификации (Госстандарт), Министерство природных ресурсов РФ, Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет). Особое место среди универсальных информационных ведомств занимает ФАПСИ, формирующее информационные ресурсы для высших органов власти. ФАПСИ генерирует более 40 баз данных по широкому тематическому спектру и на основе разнообразных источников, включая данные Госкомстата, СМИ, ведомственных и региональных источников, а также на основе деятельности собственных информационных служб. Государственные информационные ресурсы делятся на две группы:

  1. предназначенные для решения задач конкретного органа управления;
  2. ориентированные на внешнего пользователя.

Ресурсы второй группы формируются, как правило, информационными или информационно-аналитическими структурами. Если они имеют общее методическое руководство, схожие задачи, решаемые на основе единых нормативных документов, то они могут быть названы государственными информационными системами. К таким системам, имеющим межведомственный универсальный характер, могут быть отнесены:

  1. библиотечная сеть РФ;
  2. архивный фонд РФ;
  3. государственная система статистики;
  4. государственная система научно-технической информации.

1. Библиотечная сеть РФ

В этой сети хранится главным образом опубликованная и тиражированная информация, представленная в виде различных отечественных и зарубежных изданий. Библиотеки обеспечивают доступность этой информации для массового пользователя. Библиотечная сеть РФ насчитывает свыше 150 тыс. библиотек, куда включаются:

  1. публичные библиотеки всех уровней (федерального, регионального, муниципального уровней);
  2. система научно-технических библиотек и справочно-информационных фондов, входящую в российскую государственную систему научно-технической информации (ГСНТИ);
  3. информационно-библиотечную систему РАН;
  4. библиотечную систему высших учебных заведений;
  5. сеть муниципальных библиотек;
  6. сеть сельскохозяйственных библиотек.

При построении сетей сочетаются отраслевой и региональный принципы. На федеральном уровне крупнейшими публичными библиотеками являются:

  • российская государственная библиотека – 38 млн. единиц хранения;
  • российская национальная библиотека – 30 млн. единиц хранения;
  • всероссийская государственная библиотека иностранной литературы – данных нет.

На региональном уровне имеется 217 центральных библиотек во всех субъектах федерации и 49700 публичных городских и муниципальных библиотек. Наряду с обслуживанием индивидуальных пользователей библиотеки также ведут обслуживание организаций. Сеть научно-технических библиотек включается в себя 7000 библиотек с фондом 10 млн. единиц хранения. Библиотеки РАН объединены в 4 системы:

  1. система библиотек Сибирского региона – 67 библиотек с 13,5 млн. единиц хранения;
  2. система библиотек Санкт-Петербургского региона – 41 библиотека, 16,5 млн. единиц хранения;
  3. отраслевая система библиотек по естественным наукам – 13 млн. единиц хранения;
  4. отраслевая система библиотек институтов РАН гуманитарного и общественного направления – 13 млн. единиц хранения.

Библиотечная сеть ВУЗов – 500 библиотек с фондом 300 млн. единиц хранения.

2. Информационные ресурсы архивного фонда

Архивный фонд РФ находится в ведении федеральной архивной службы (Росархив). Объем фондов – 460 млн. единиц хранения. Постоянное хранение архивных документов осуществляют государственные и муниципальные архивы, государственные музеи и библиотеки и учреждения системы РАН. Временное хранение архивного фонда осуществляют министерства, ведомства, учреждения, организации и предприятия, отнесенные установленным порядком к источникам комплектования государственных и муниципальных архивов. В архивных фондах хранится управленческая документация (78%), документы по личному составу (19%), научно-техническая информация (2%).

3. Статистическая информация

Вхождение России в мировое экономическое пространство, интенсивное развитие негосударственного сектора, становление рыночной инфраструктуры и другие коренные изменения в экономике обуславливают необходимость применения новых методов организации статснабжения, также разработки новых показателей и перехода и перехода на методологическую базу, используемую в мировой практике. Одной из важнейших задач статистики является охват статистического учета быстро увеличивающегося числа хозяйствующих субъектов. Единая система государственной статистики включает 2250 организаций: на федеральном уровне 7 организаций, на региональном уровне 87 комитетов и управлений статистики, на районном уровне 2156 региональных отделов статистики. Основными задачами Госкомстата РФ являются:

  1. разработка научно обоснованной статистической методологии, соответствующей потребностям общества на современном этапе, а также международным стандартам;
  2. предоставление официальной статистической информации Президенту РФ, Правительству РФ, Федеральному собранию Госдумы РФ, федеральным органам исполнительной власти, общественности и международным организациям;
  3. предоставление всем пользователям равного доступа к открытой статистической информации путем распространения официальных докладов, публикаций статистических сборников и других материалов.

На федеральном уровне осуществляется интеграция информационных ресурсов всей системы органов государственной статистики. Анализ экономических и социальных процессов проводится на базе показателей, содержащихся в государственной статистической отчетности, и на основе выборочных статистических обследований. Головной организацией по сбору, накоплению, хранению, обработке и передаче статистической информации является главный межрегиональный центр обработки и распространения статистической информации Госкомстата. Среди важнейших задач Госкомстата можно назвать подготовку публикаций в области статистики и информирования широких слоев населения. Официальные статистические публикации подразделяются на следующие виды:

  • периодические издания;
  • статистические сборники;
  • сборники, выпускаемые на CD-ROM;
  • статистические бюллетени.

Ежегодно выпускаются следующие периодические издания:

  • социально-экономическое положение России;
  • информация о социально-экономическом положении России;
  • социально-экономическое положение федеральных округов России (отдельное издание по каждому округу);
  • статистическое обозрение (на русском и английском языках);
  • краткосрочные экономические показатели РФ.

Среди статистических сборников можно выделить «Российский статистический ежегодник» и «Регионы России» (оба сборника выпускаются на CD-дисках). Среди ежемесячных журналов выделим «Статистическое обозрение» и «Вопросы статистики». В журнале «Статистическое обозрение» дается картина макроэкономической ситуации, представленная в виде таблиц и графиков. Приведенные данные характеризуют тенденции, складывающиеся в стране в течение года, рассчитанные на основе ежемесячных показателей. Помимо материалов Госкомстата используются данные Министерства финансов РФ, Центробанка, Государственного таможенного комитета и ряда других. Журнал «Вопросы статистики» (ранее назывался «Вестник статистики») освещает широкий спектр проблем в области экономико-статистической теории и практики. Российские потребители могут также получить статистическую информацию от Статистического комитета СНГ, подразделений различных комитетов и ведомств, таких как Минздрав, Минсельхоз и др.

4. Научно-техническая информация

Среди ведомств, формирующих информационные ресурсы в виде науки и техники, лидером является Государственный комитет РФ по науке и технологии (ГКНТ России). В настоящее время государственная система научно-технической информации представляет собой совокупность научно-технических библиотек и организаций, специализирующихся на сборе и обработке научно-технической информации и взаимодействующих между собой с учетом принятых на себя обязательств. В состав государственной системы научно-технической информации входят федеральные органы научно технической информации, научно-технические библиотеки, отраслевые органы научно технической информации, региональные центры научно-технической информации. К федеральным органам научно-технической информации и научно-техническим библиотекам, обеспечивающим формирование, ведение и организацию, использование федеральных информационных фондов, баз и банков данных по различным направлениям науки относятся:

  1. Всероссийский научно-технический информационный центр Министерства науки и технологий РФ (ВНТИЦ) – специализируется по ведущимся в стране и законченным научно-исследовательским и опытно-конструкторским работам, защищенным диссертациям на соискание ученых степеней, алгоритмах и программах;

  2. Всероссийский научно-исследовательский институт межотраслевой информации (ВИМИ) – специализируется по научно-исследовательским и опытно-конструкторским работам и результатам научно-технической деятельности оборонного комплекса;

  3. Российское объединение информационных ресурсов научно-технического развития при Министерстве науки и технологий РФ (Росинформресурс) – специализируется по использованию результатов научно-технической деятельности предприятий и организаций, а также организации обмена этой информацией между регионами;

  4. Всероссийский институт научной и технической информации РАН и Министерства науки и технологий РФ;

  5. Государственная публичная научно-техническая библиотека Министерства науки и технологий РФ, библиотека РАН, библиотека по естественным наукам РАН, государственная публичная научно-техническая библиотека Сибирского отделения РАН – специализируется по естественным и техническим наукам;

  6. Государственная центральная научно-медицинская библиотека Министерства здравоохранения РФ – специализируется по медицине и здравоохранению.

  7. Всероссийское НИИ технико-экономических исследований АПК Министерства сельского хозяйства и продовольствия РФ;

  8. Институт научной информации по общественным наукам РАН;

  9. Федеральный институт промышленной собственности и информационно-издательский центр Российского агентства по патентным товарным знакам;

  10. Российская книжная палата Государственного Комитета РФ по печати;

  11. Российкий государственный архив научно-технической документации Федерального Архива службы РФ;

  12. Научно-технический центр "Информ-регистр", специализирующийся по электронным изданиям;

  13. Институт промышленного развития "Информ-электро".

В начало
Hosted by uCoz