Тема3.Информационный рынок Российской Федерации
3.1. Правовые основы информационной работы в РФ
3.3. Государственные информационные ресурсы
3.1. Правовые основы информационной работы в РФ
Основным законом, определяющим правовые основы информационной работы в РФ, является Федеральный Закон от 20.02.1995г. № 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации» (с изменениями от 10.01.2003г.).
В соответствии с этим законом информационные ресурсы делятся на государственные и негосударственные. Собственниками государственных ресурсов являются Российская Федерация и субъекты Российской Федерации. Эти ресурсы создаются, приобретаются и накапливаются за счет федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ.
Физические и юридические лица являются собственниками тех документов (массивов документов), которые созданы за их счет, приобретены ими в законных основаниях, либо получены в порядке дарения или наследования. Эти ресурсы являются негосударственными.
Граждане, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации и общественные объединения обязаны предоставлять документированную информацию органам, ответственным за формирование и использование государственных информационных ресурсов.
Перечни, предоставляемые в обязательном порядке, документированной информации утверждаются правительством РФ. Порядок и условия представления информации обязательно доводится до граждан и организаций.
По категориям доступа информация делится на открытую и с ограниченным доступом, которая затем делится:
Отнесение информации к государственной тайне осуществляется в соответствии с Федеральным Законом от 21.07.1993г. №5485-1 «О государственной тайне» (с последними изменениями от 22.08.2004г.).
Государство имеет право выкупа документированной информации у физических и юридических лиц в случае отнесения этой информации к государственной тайне.
Собственники информационных ресурсов, содержащих государственную тайну вправе распоряжаться этой информацией только с разрешения соответствующих органов государственной власти.
Запрещено относить к информации с ограниченным доступом:
Персональные данные (информация о гражданах) относится к конфиденциальной информации. Подлежит обязательному лицензированию деятельность негосударственных организаций и частных лиц, связанная с обработкой персональных данных. Порядок лицензирования определяется законодательством РФ.
Важным законом, определяющим порядок формирования фондов государственной библиотечной системы и органов научно-технической информации является Федеральный Закон от 29.12.1994г. № 77-ФЗ «Об обязательном экземпляре документов» (с последними изменениями от 3.06.2005г.) и постановление правительства РФ от 27.07.1995г. № 739 «об обязательных экземплярах изданий».
Обязательные экземпляры – это экземпляры различных видов тиражированных документов, подлежащие передаче производителями в соответствующие органы в порядке и в количестве, установленными федеральным законом. Действие настоящего закона распространяется на юридические лица РФ независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, участвующих в создании и доставке обязательных экземпляров различных видов документов.
Подлежат передаче в соответствующие учреждения и организации обязательные бесплатные и обязательные платные экземпляры следующих видов (бесплатные, подлежащие безвозмездной передаче их производителями в соответствующие органы). Платные передаются на возмездной основе:
Органы государственной власти с учетом своих потребностей могут определять виды документов, подлежащих передаче в качестве обязательного экземпляра. Производители документов доставляют в Российскую книжную палату:
Производители патентных документов поставляют по два обязательных бесплатных экземпляра во Всероссийскую патентно-техническую библиотеку и государственную публичную научно-техническую библиотеку Сибирского отделения РАН.
Законодательством также определена обязанность изготовителей вышеперечисленных документов предоставлять государству до 100 экземпляров бесплатно при тираже от 500 до 1000 и до 300 экземпляров при тираже свыше 1000.
Представители Российской книжной палаты при ознакомлении с планом выпуска продукции издательства на следующий год определяют потребность государства и направляют заявки в соответствующие издания.
Информационный рынок Российской Федерации 3.2. Информация об информации
На российском рынке сведения об информационных ресурсах предоставляются рядом организаций:
научно-технический центр государственного комитета РФ по связи и информатизации «Информрегистр». Работы по учету и регистрации баз и банков данных, по ведению государственного регистра осуществляются Информрегистром в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 28.02.1996г. №226 «о государственном учете и регистрации баз и банков данных».
Порядок ведения государственного учета и регистрации баз данных определен временным положением о государственном учете и регистрации (работу по регистрации ведет научно-технический центр правовой информации «Система» ФАПСИ при Президенте РФ). Во временном положении указано, что государственная регистрация любых негосударственных баз данных осуществляется на добровольной основе и бесплатно. Информрегистр ведет следующие электронные каталоги и выпускает справочники:
ФАПСИ – с целью обеспечения высших органов управления РФ сведениями об информационных ресурсах страны агентство ведет реестр баз данных «Метабаза», содержащих сведения о 600 базах министерств, ведомств, а также предприятий и организаций, имеются сведения о 1500 базах регионов РФ;
ООО «Международное бюро информации и телекоммуникации» - предлагает на информационном рынке следующие продукты и услуги:
центр информационной поддержки предпринимательства – выпускает информацию на компакт-дисках под названием «кто есть кто на рынке деловой информации России». Диск содержит базу данных по организациям, предоставляющим информационные услуги. Помимо описания более чем 4100 организаций на диске размещены также: базы данных 250 информационных изданий; информация по органам управления РФ и база данных по коммерческим организациям Подмосковья. Каталог предназначен для руководителей среднего звена организаций и предприятий;
Другие источники – правительство Москвы, Комитет по телекоммуникации и СМИ, межрегиональный центр коммерческой информации «Ларикс» выпускают справочник «Москва. Администрация. Предприятия и организации. Информационные агентства. СМИ. Рекламные агентства». Обзорную информацию о состоянии информационного рынка России публикует ежемесячный журнал «информационные ресурсы России», выпускаемый российским объединением информационных ресурсов научно-технического развития. Агентством деловой информации «бизнес-карта» выпускается журнал «информация и бизнес», в котором публикуются обзоры информационного рынка, рейтинги участников, предлагаемые услуги. Журнал выходит ежеквартально.
Информационный рынок Российской Федерации 3.3. Государственные информационные ресурсы
Государственные информационные ресурсы – это ресурсы, которые как элемент имущества находятся в собственности государства. Они подразделяются на следующие группы:
Государственные информационные ресурсы, являясь важнейшим фактором, влияющим на выполнение всех функций государства, обеспечивают выполнение следующих основных задач:
Ряд федеральных органов управления можно назвать чисто информационными, поскольку их главной задачей является формирование государственных информационных ресурсов. В число этих органов входят Министерство культуры РФ, Государственный комитет по статистике (Госкомстат), Государственный комитет РФ по стандартизации, метрологии и сертификации (Госстандарт), Министерство природных ресурсов РФ, Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет).
Особое место среди универсальных информационных ведомств занимает ФАПСИ, формирующее информационные ресурсы для высших органов власти. ФАПСИ генерирует более 40 баз данных по широкому тематическому спектру и на основе разнообразных источников, включая данные Госкомстата, СМИ, ведомственных и региональных источников, а также на основе деятельности собственных информационных служб.
Государственные информационные ресурсы делятся на две группы:
Ресурсы второй группы формируются, как правило, информационными или информационно-аналитическими структурами. Если они имеют общее методическое руководство, схожие задачи, решаемые на основе единых нормативных документов, то они могут быть названы государственными информационными системами.
К таким системам, имеющим межведомственный универсальный характер, могут быть отнесены:
1. Библиотечная сеть РФ В этой сети хранится главным образом опубликованная и тиражированная информация, представленная в виде различных отечественных и зарубежных изданий. Библиотеки обеспечивают доступность этой информации для массового пользователя.
Библиотечная сеть РФ насчитывает свыше 150 тыс. библиотек, куда включаются:
При построении сетей сочетаются отраслевой и региональный принципы. На федеральном уровне крупнейшими публичными библиотеками являются:
На региональном уровне имеется 217 центральных библиотек во всех субъектах федерации и 49700 публичных городских и муниципальных библиотек.
Наряду с обслуживанием индивидуальных пользователей библиотеки также ведут обслуживание организаций.
Сеть научно-технических библиотек включается в себя 7000 библиотек с фондом 10 млн. единиц хранения.
Библиотеки РАН объединены в 4 системы:
Библиотечная сеть ВУЗов – 500 библиотек с фондом 300 млн. единиц хранения.
2. Информационные ресурсы архивного фонда Архивный фонд РФ находится в ведении федеральной архивной службы (Росархив). Объем фондов – 460 млн. единиц хранения. Постоянное хранение архивных документов осуществляют государственные и муниципальные архивы, государственные музеи и библиотеки и учреждения системы РАН.
Временное хранение архивного фонда осуществляют министерства, ведомства, учреждения, организации и предприятия, отнесенные установленным порядком к источникам комплектования государственных и муниципальных архивов.
В архивных фондах хранится управленческая документация (78%), документы по личному составу (19%), научно-техническая информация (2%).
3. Статистическая информация Вхождение России в мировое экономическое пространство, интенсивное развитие негосударственного сектора, становление рыночной инфраструктуры и другие коренные изменения в экономике обуславливают необходимость применения новых методов организации статснабжения, также разработки новых показателей и перехода и перехода на методологическую базу, используемую в мировой практике. Одной из важнейших задач статистики является охват статистического учета быстро увеличивающегося числа хозяйствующих субъектов.
Единая система государственной статистики включает 2250 организаций: на федеральном уровне 7 организаций, на региональном уровне 87 комитетов и управлений статистики, на районном уровне 2156 региональных отделов статистики. Основными задачами Госкомстата РФ являются:
На федеральном уровне осуществляется интеграция информационных ресурсов всей системы органов государственной статистики. Анализ экономических и социальных процессов проводится на базе показателей, содержащихся в государственной статистической отчетности, и на основе выборочных статистических обследований.
Головной организацией по сбору, накоплению, хранению, обработке и передаче статистической информации является главный межрегиональный центр обработки и распространения статистической информации Госкомстата.
Среди важнейших задач Госкомстата можно назвать подготовку публикаций в области статистики и информирования широких слоев населения. Официальные статистические публикации подразделяются на следующие виды:
Ежегодно выпускаются следующие периодические издания:
Среди статистических сборников можно выделить «Российский статистический ежегодник» и «Регионы России» (оба сборника выпускаются на CD-дисках). Среди ежемесячных журналов выделим «Статистическое обозрение» и «Вопросы статистики».
В журнале «Статистическое обозрение» дается картина макроэкономической ситуации, представленная в виде таблиц и графиков. Приведенные данные характеризуют тенденции, складывающиеся в стране в течение года, рассчитанные на основе ежемесячных показателей.
Помимо материалов Госкомстата используются данные Министерства финансов РФ, Центробанка, Государственного таможенного комитета и ряда других.
Журнал «Вопросы статистики» (ранее назывался «Вестник статистики») освещает широкий спектр проблем в области экономико-статистической теории и практики.
Российские потребители могут также получить статистическую информацию от Статистического комитета СНГ, подразделений различных комитетов и ведомств, таких как Минздрав, Минсельхоз и др.
4. Научно-техническая информация Среди ведомств, формирующих информационные ресурсы в виде науки и техники, лидером является Государственный комитет РФ по науке и технологии (ГКНТ России).
В настоящее время государственная система научно-технической информации представляет собой совокупность научно-технических библиотек и организаций, специализирующихся на сборе и обработке научно-технической информации и взаимодействующих между собой с учетом принятых на себя обязательств.
В состав государственной системы научно-технической информации входят федеральные органы научно технической информации, научно-технические библиотеки, отраслевые органы научно технической информации, региональные центры научно-технической информации. К федеральным органам научно-технической информации и научно-техническим библиотекам, обеспечивающим формирование, ведение и организацию, использование федеральных информационных фондов, баз и банков данных по различным направлениям науки относятся:
Всероссийский научно-технический информационный центр Министерства науки и технологий РФ (ВНТИЦ) – специализируется по ведущимся в стране и законченным научно-исследовательским и опытно-конструкторским работам, защищенным диссертациям на соискание ученых степеней, алгоритмах и программах;
Всероссийский научно-исследовательский институт межотраслевой информации (ВИМИ) – специализируется по научно-исследовательским и опытно-конструкторским работам и результатам научно-технической деятельности оборонного комплекса;
Российское объединение информационных ресурсов научно-технического развития при Министерстве науки и технологий РФ (Росинформресурс) – специализируется по использованию результатов научно-технической деятельности предприятий и организаций, а также организации обмена этой информацией между регионами;
Всероссийский институт научной и технической информации РАН и Министерства науки и технологий РФ;
Государственная публичная научно-техническая библиотека Министерства науки и технологий РФ, библиотека РАН, библиотека по естественным наукам РАН, государственная публичная научно-техническая библиотека Сибирского отделения РАН – специализируется по естественным и техническим наукам;
Государственная центральная научно-медицинская библиотека Министерства здравоохранения РФ – специализируется по медицине и здравоохранению.
Всероссийское НИИ технико-экономических исследований АПК Министерства сельского хозяйства и продовольствия РФ;
Институт научной информации по общественным наукам РАН;
Федеральный институт промышленной собственности и информационно-издательский центр Российского агентства по патентным товарным знакам;
Российская книжная палата Государственного Комитета РФ по печати;
Российкий государственный архив научно-технической документации Федерального Архива службы РФ;
Научно-технический центр "Информ-регистр", специализирующийся по электронным изданиям;
Институт промышленного развития "Информ-электро".
В начало